Меню

Газовое оборудование в машине как настроить

Заметки установщика ГБО. Настройка ГБО своими руками.

Для начала настройки ГБО мы должны понимать принцип работы , системы подачи топлива бензинового двигателя, потому что газовая система работает на ее основе.

Это система управления с обратной связью. В которой главным параметром регулирования является оптимальный состав топливовоздушной смеси. Оптимальный состав — это соотношение при котором окислителя (кислорода) ровно столько, сколько необходимо для сгорания всего топлива(бензин, пропан). Проверка состава смеси осуществляется с помощью лямбда зонда, который измеряет количество остаточного кислорода в выхлопных газах и по его показаниям бензиновый блок управления передает управляющее воздействие на бензиновую форсунку, уменьшая или увеличивая время открытия. Если смесь “богатая” время открытия форсунки будет уменьшаться, если “бедная” увеличиваться. Лямбда зонд подобно аккумуляторной батарейке генерирует напряжение от (0,1 V) до (1 V). Богатому составу смеси соответствуют показания лямбда близкие к 1В, бедному к 0В. Это описание конечно не дает полного представления обо всех параметрах, которые влияют на состав смеси, но понимая принцип регулирования, вы с легкостью сможете самостоятельно производить настройку газовой системы.

Помимо показаний лямбда зонда на современных автомобилях есть еще несколько показателей характеризующих состав смеси. Это краткосрочная топливная коррекция и долгосрочная топливная коррекция. (Я все упрощаю для понимания, не углубляясь в теорию). Эти коэффициенты указывают, сколько электронный блок управления (дальше ЭБУ) добавил либо отнял топлива, чтобы сохранить оптимальный состав смеси. Коэффициенты имеют численное значение в процентах и могут быть как с отрицательным, так и с положительным знаком, но при этом они стремятся к нулю. Положительное значение указывает, что ЭБУ добавляет топливо для поддержания оптимума состава смеси, отрицательное указывает, что смесь обогащена и ЭБУ отнимает топливо. Обогащение осуществляется путем увеличения времени открытия форсунок, обеднение уменьшение. Для считывания этих коррекций вам необходимо будет приобрести диагностический сканер. В некоторых газовых системах он встроен в сам газовый блок управления, и вы сможете с помощью кабеля ГБО не только считывать коррекции, но и считывать данные силового агрегата и даже удалять ошибки бензинового ЭБУ! Если автомобиль “старый” то опираться при настройке ГБО придется на показания лямбда зонда, либо на время открытия бензиновых форсунок. Принцип настройки ГБО заключается в том, чтобы все вышеперечисленные параметры были одинаковыми как на бензине, так и на газе. Одинаковость может быть не абсолютной, допускается не значительная погрешность.

Инструкции по настройке разных систем есть в интернете, их несложно найти. В одних системах регулировка смеси осуществляется в виде изменения положения точек на графиках, в других в изменении коэффициентов пересчета для газовых форсунок в 2D таблицах. В графическом виде визуализация более удобна т.к. графики коэффициентов пересчета на бензине и на газе маркируются разными цветами и в случае неправильной регулировки графики будут отделены друг от друга. Вы поймете, в каких конкретно участках графика вам необходимо обогатить или обеднить смесь. Понижение коэффициента в конкретной точке приведет к обеднению смеси повышение к обогащению. Вот в этом месте для начинающих начинается самое трудное. Необходимо понять, что бензиновый блок управления воспринимает подачу газа как подачу бензина! Он “думает”, что продолжает работать на бензине. Соответственно если мы будем увеличивать подачу газа ,бензиновый блок управления будет стремиться ее обеднить, уменьшая показания времени открытия бензиновых форсунок. Срабатывает обратная связь по датчику кислорода.

Почему время открытия газовых форсунок должно быть больше, чтобы обеспечить такой же состав смеси, как и на бензине? Это обусловлено физическими свойствами газа. Все очень просто. Плотность пропана 0.51 кг/л плотность бутана 0.58 кг/л плотность бензина 0,73 кг/л. Энергия единицы объема соотнесенного к литру соответственно: 6100 ккал/л для пропана, 6834 ккал/л для бутана и 7718 ккал/л для бензина. Один литр бензина эквивалентен 1,25 л пропан-бутановой смеси. Поэтому для выделения одного и того же количества тепла как на бензине мы должны подать больше газа.

Если коэффициенты пересчета на настроечном графике или в таблице слишком малы, значит, установлены форсунки с большими жиклерами или высокое давление в газовой системе. Необходимо заменить жиклеры на меньшие или понизить давление.

Точную настройку ГБО необходимо производить с диагностическим сканером . Для того чтобы видеть топливные коррекции или показания лямбда зонда. На старых автомобилях в диагностических параметрах коррекции могут отсутствовать ,поэтому опираться придется на показания лямбда зонда.

Какой сканер вам выбрать? Для начинающих я бы советовал покупать самый бюджетный вариант ELM 327 или Vagcom 409.1. Любой из этих приборов перекроет все функции ,необходимые для настройки ГБО. Если вы решили выходить на профессиональный уровень, то конечно можно приобрести какой-либо мультимарочный сканер.

Источник



Как самостоятельно настроить газобаллонное оборудование 4-го поколения

Последнее обновление — 12 октября 2019 в 04:41

После того как газовое оборудование установлено на автомобиль, необходимо правильно откорректировать его работу. Также в ходе эксплуатации транспорта на газу или после ремонта, может потребоваться диагностика, а затем калибровка/регулировка ГБО.

В данной статье мы расскажем, как выполняется настройка ГБО 4 поколения своими руками.

Что нужно для настройки

От качественной регулировки газовой системы зависит расход топлива, а главное – ресурс двигателя, чтобы ее отрегулировать самому, потребуется:

  • ноутбук, планшет или смартфон;
  • программное обеспечение;
  • диагностический кабель (будем использовать его) или блютуз сканер (OBD2);
  • достаточное количество топлива в баках бензин/газ (10-15 л.).

Программы для диагностики ГБО 4 поколения можно скачать бесплатно на сайтах производителей оборудования или ресурсах их официальных представителей. Программа может немного отличаться интерфейсом, но по сути они все похожи. А вот шнур придётся купить или изготовить самостоятельно. О том, как своими руками сделать кабель мы писали тут, а блютуз адаптер здесь.

Читайте также:  Как настроить часы наручные маленькие

Процесс регулировки

При правильной настройке, важно чтобы автомобиль находился в полностью исправном состоянии. Системы, зажигания (свечи, катушки, провода) и топливная, должны работать безотказно.

Двигатель нужно прогреть до рабочей температуры (80-95˚C). Выключить все потребители (освещение, кондиционер, магнитолу), а также оставить гидроусилитель в покое. Затем подсоединить соответствующие разъёмы диагностического кабеля к колодке электронного блока управления ГБО и к компьютеру. Как правило, фишка/коннектор находится под капотом рядом с газовым ЭБУ.

Автонастройка

Войдя в интерфейс программы (рассмотрим пример программы Stag (Стаг), более детально ознакомиться с софтом возможно тут), надо установить основные данные. Для этого во вкладке «параметры» — «параметры автомобиля», выставляем нужные значения:

  1. Колич. цилиндров (тут всё ясно).
  2. Количество цил. на катушку (зависит от типа системы зажигания авто). Правильность выставленных значений можно проверить, сравнив показания из правой колонки программы. Холостые обороты (ХХ) двигателя должны максимально совпадать с показаниями тахометра на панели приборов авто.
  3. Если обороты ДВС снимаются с датчика распредвала, устанавливаем соответствующую галочку, но здесь нужно знать количество импульсов выдаваемых за один оборот вала (в большинстве случаев это 1 импульс).
  4. «Сигнал оборотов» можно оставить 2,5 V.
  5. При плавающих оборотах мотора, нужно поставить галочку «фильтр сигнала RPM».
  6. Выбираем тип двигателя стандарт/турбо.
  7. Если не известен тип лямбда-зонда, лучше оставить заводские настройки программы и пропустить этот пункт.
    А вот бензиновый впрыск важно знать — фазированный или попарный (чаще всего это фазир.).
  8. Далее переходим во вкладку «установки газового контроллера»:

  1. Температуру включения (перехода на газ) ставим в диапазоне от 30-35˚C (если редуктор-испаритель изношен или зимнее время года, можно установить 40-45 градусов).
  2. Обороты двигателя, при которых машина перейдёт на газовое топливо можно поставить в интервале 500-650 об/мин.
  3. Время включения – это время задержки запуска ГБО при пуске прогретого мотора. Ставим 3-60 секунд, не очень важный параметр, нужен для стабилизации работы бенз. форсунок.
  4. Отключение цилиндра оставляем как есть. Параметр нужен для более незаметного перехода на газ, настраивается индивидуально.
  5. В регионах с жарким климатом, допускается «тёплый старт». При иных условиях лучше пропустить этот пункт.
  6. Минимальную температуру газа оставляем, так как есть. При снижении фактической ˚t газа ниже этого параметра, система перейдёт на бензин.
  7. Минимальные обороты на газе ставим 300-400 об/мин. В случае снижения этого значения ДВС перейдёт на бензин.
  1. Макс. нагрузку на газе оставляем 100%.
  2. Время ошибки по давлению можно оставить 300 мс.
  3. Тип топлива LPG – пропан-бутан или CNG – метан.
  4. Рабочее давление редуктора настраивается в ходе автокалибровки (до 1.4), а минимальное выставляем 0,5-0,6 бар (при его уменьшении система включит бензин).
  5. Тип форсунок ставим в соответствии с установленными.
  6. Прогрев форс. можно включить, это приведёт к активации инжекторов после длительной стоянки.
  7. «Экстра-впрыски» оставляем как есть.
  8. Маркировку датчиков температуры редуктора и газа, также нужно знать при установке. Температура редуктора должна примерно совпадать с темпер. ДВС на штатном указателе.
  9. Указатель уровня газа устанавливаем согласно маркировке.

Во вкладке «дополнительные настройки» указаны параметры для более продвинутой/тонкой настройки. Здесь следует только разрешить аварийные запуски на газе и их количество.

После чего переходим в опцию «автонастройка». Активируем кнопку «старт».

Программа начнёт автоматическую калибровку, которая длиться 1-3 минуты. По завершении входим во вкладку «карта». Оранжевая линия должна находиться в интервале 1-1.4 коэффициента.

Если линия находится выше этого порога, значит неправильно подобраны дюзы форсунок, их пропускная способность занижена. В таком случае надо рассверливать жиклёры, либо подбирать другие. Ну а если кривая ниже данного диапазона, это указывает на то, что отверстия дюз слишком большие. Тут следует выбирать другие жиклеры/форсунки или запаивать имеющиеся и регулировать (сверлить) их под нужный размер.

В некоторых случаях, для стабилизации положения линии графика, выполняется регулировка давления редуктора ГБО 4 поколения, её можно сделать своими руками при помощи ключа шестигранника глядя непосредственно на диаграмму. Например, в случае с редуктором Tomasetto (Томасетто) Аляска AT09, поворачивая винт против часовой стрелки, находящийся в середине передней крышки корпуса, давление будет увеличиваться. Аналогичным способом производится настройка уменьшения давления. При этом норма для данного испарителя 0,9-1,8 bar.

На этом автокалибровка закончена, ее параметры желательно записать. Для этого в программе имеется кнопка «сохранить».

Создание бензиновой и газовой карт. Ручная корректировка.

С подключенным ноутбуком (так удобнее наблюдать построение карты), нужно сделать заезд примерно 3-7 км., сначала на бензине потом на газу. При этом должны соблюдаться несколько условий:

  • равномерность движения (без резких ускорений);
  • повышенная передача.

В ходе движения, на графике должны появляться синие точки и непрерывная прямая. Затем переходим на газ и стараемся двигаться в том же режиме, по тому же пути. После чего появиться непрерывная зелёная кривая с точками.

Синяя и зелёная линии должны максимально совпадать. Проверить это можно визуально, а также во вкладке «отклонение». Если разбег красной линии находится в диапазоне 7-10%, можно считать, что настройка завершена правильно.

В ином случае необходимо максимально совместить линии друг с другом. Для этого при помощи кнопок мыши ноутбука и клавиш клавиатуры (↑↓←→), можно ставить дополнительные точки (если требуются) на оранжевой линии коэффициента пересчёта, а также управлять ими, тем самым совмещая топливные карты. Теперь регулировка газобаллонного оборудования завершена. Сохраняем карты в память компьютера, они могут понадобиться при дальнейшей калибровке (уже не нужно будет катать) и выходим из программы.

Читайте также:  Как настроить синхронизацию гугл диска с телефоном

Заключение

Как видим самостоятельная настройка и диагностика ГБО 4 поколения не так уж и сложна. Имея необходимое оборудование, отрегулировать газовую систему можно не прибегая к услугам СТО, сэкономив свои средства.

Настройка газового оборудования четвёртого поколения (видео инструкция):

Источник

Как правильно ездить с газобаллонным оборудованием (ГБО) и как его обслуживать

В первой части нашего материала про эксплуатацию авто­мобиля на газе мы разобрались с установкой газо­баллонного оборудо­вания и тем, как правильно его оформить. Теперь, когда все формаль­ности позади, можно садиться за руль и ехать на газовую заправку. Но прежде давайте разберёмся, как правильно пользо­ваться пере­оборудо­ванным автомо­билем и что нужно делать, чтобы продлить ресурс двигателя.

Как правильно ездить на газе

Даже если газовая заправка у вас «в шаговой доступ­ности», то использовать только газовое топливо, скорее всего, не получится. Именно поэтому всё газо­баллонное оборудование устанав­ливают парал­лельно, а не взамен штатной системы питания. Сразу пере­ключиться на газ и поехать можно только в том случае, когда на авто­мобиле установлена ГБО пятого поколения и выше, где пропан-бутан подаётся в систему впрыска в жидком виде. Если в авто­мобиле смонтиро­вана более простая система, то стартовать придётся на обычном топливе и лишь затем пере­ключаться на газ.

Смесь пропана с бутаном переходит из жидкого состояния в газо­образное под действием темпера­туры. Поэтому редуктор, который подает её в двигатель, должен для начала прогреться, а это произойдёт после того, как двигатель, поработав на бензине, достигнет температуры 50 градусов. И как бы ни прогревался газовый редуктор, при испарении газа в агрегате может скапли­ваться конденсат, который придётся регулярно сливать.

У метана другая особен­ность: он находится в баллоне под очень высоким давлением, и это давление необходимо снизить перед подачей топлива в двигатель. Это и происходит в редукторе. Расширяясь, газ тоже охлаждается, поэтому и на «метановых» машинах редуктор нужно подогревать.

Когда мотор прогреется, газовое питание подключится автомати­чески или это сделает водитель кнопкой в салоне — в зависи­мости от конфигурации оборудо­вания. В остальном никаких специальных действий езда на газе не требует. Как и на бензине, лучше не ездить продол­житель­ное время на высоких оборотах. Правда, в случае использо­вания газа «высокие обороты» — это выше 5500 В остальном нужно лишь быть готовым, что максимальная мощность двигателя будет немного ниже, чем при использо­вании бензина. А при первых признаках, что газ в баке заканчи­вается, лучше сразу переключиться обратно на жидкое топливо.

Особенности заправки газом

Ни в коем случае нельзя пытаться заправлять авто­мобиль, пере­оборудо­ванный для работы на метане, бытовым газом из домовой трубы. Это чревато как наруше­нием работы ГБО, так и пожаром или даже взрывом.

Исправный газовый баллон нельзя заполнить до конца, этому препят­ствует установ­ленный в нём мульти­клапан (через него же газ идёт и дальше к редуктору). Запас свободного объёма в баллоне оставляют потому, что при любом повышении внешней температуры газ расширяется, а при понижении сжимается. Поэтому зимой разрешается заполнить баллон на 85 процентов, а летом — на 70 процентов.

Соотношение пропан-бутана в топливной смеси также зависит от сезона. Летом оно близко к равному, а зимой процент пропана (паровой фазы) выше, потому что при низкой температуре бутан намного хуже испаряется.

Ни метан, ни пропан-бутан не пахнут. Поэтому в их состав добавляют компоненты с очень резким запахом, чтобы утечка газа не осталась незамеченной. Запах газа может быть заметен в авто­мобиле или около него в двух случаях. Либо повреждены детали ГБО (чаще всего это говорит о нарушении герметич­ности топливного контура или бака), либо запах будет присут­ствовать у авто­мобиля с удалённым катализатором.

Если в салоне внезапно во время поездки запахло газом, нужно остановить авто­мобиль при первой возмож­ности, высадить пассажиров, проветрить машину и перекрыть вентиль газового баллона. А дальше ехать только на бензине — желательно сразу в сервис, на проверку ГБО.

Везде ли можно ездить на газе

Владелец ограничен в пере­движениях только удалён­ностью от сети газовых заправок, но если на маршруте их нет, всегда можно заправиться «штатным» топливом и ехать дальше на нём. А вот стоянка газового авто­мобиля может быть разрешена не везде. Владельцы подземных парковок могут отказать в месте владельцам машин, работающих на пропане. Этот газ тяжелее воздуха, поэтому в случае утечки он будет скапли­ваться в помещении, что чревато возгоранием или взрывом.

С метаном ситуация прямо противо­положная: он в полтора раза легче воздуха, поэтому при утечке сразу улетучи­вается. А опасность возникает только в том случае, когда помещение закрыто, а концент­рация газа в нём становится слишком высокой. В авто­мобиле такое практически невозможно. Да и сами баллоны для метана очень прочные — намного прочнее бензобака авто­мобиля. Так что они легко выдер­живают даже серьёзные ДТП, после которых весь остальной кузов отправляется на свалку.

Сам по себе газовый баллон в автомобиле может взорваться только при стечении сразу нескольких трагиче­ских обстоя­тельств. Например, у него откажет предохрани­тельный клапан, бак из-за этого заправят «доверху», а после произойдёт резкое повышение темпера­туры — но это маловероятно.

Поломки машин с ГБО и их причины

Среди автовладельцев до сих пор нет единого мнения: увели­чивает или, наоборот, снижает ресурс двигателя исполь­зование газа. И это объяснимо, поскольку у газового топлива по срав­нению с традици­онными бензином или соляркой есть как сильные, так и слабые стороны с точки зрения влияния на износ. И здесь важно знать, как правильно эксплуати­ровать двигатель, работающий на газовом топливе, и на что обращать внимание при обслуживании.

Читайте также:  Как настроить заводские настройки монитора

Поскольку в газе, в отличие от жидкого топлива, нет серы, при его сгорании образуется меньше шлама и нагара. Двигатель загряз­няется меньше, клапаны, впускные каналы и поршневые кольца не коксуются, а моторное масло дольше остаётся чистым. Кроме того, газ меньше способ­ствует смыванию масляной плёнки со стенок цилиндров. Замечено, что и свечи зажигания на газовых машинах приходится менять раза в два реже.

Однако при сгорании газового топлива образуется больше воды. И велик риск её конденсации, особенно если не следить за чистотой системы вентиляции картера и недостаточно прогревать мотор перед пере­ключе­нием на газ. Это быстро приводит к обводнению моторного масла — процессу, при котором вода разлагает присадки, в нём содер­жащиеся. Прежде всего те, что препят­ствуют поглощению влаги из окружающего воздуха. Масло быстро начнёт терять все свои свойства, а в масляных каналах и фильтре образуются специ­фические отложения. При самом негативном сценарии всё это приводит к отказу мотора и его капиталь­ному ремонту.

Ещё одна проблема — температурная нагрузка на клапаны. Газо-воздушная смесь в моторе сгорает дольше и при более высокой температуре, чем воздушно-бензиновая, что может приводить к перегреву клапанов и трещинам в них. Поэтому для работы на газе двигатель нужно правильно пере­настраивать — в частности, использовать другие свечи и менять момент зажигания.

Температура сгорания газа рискует ещё больше повыситься, если по какой-либо причине (например, из-за неисправ­ности газовых инжекторов или редуктора) смесь газа и воздуха будет обеднённой (с более низким содер­жанием газа). К обеднению может привести и вмешатель­ство водителя — например, он принуди­тельно уменьшит подачу газа ради его экономии. Чтобы избежать бедной смеси, не рекомендуют ехать «на парах», когда автоматика системы говорит, что газ в баллоне подходит к концу. На обеднённой смеси клапаны очень быстро начнут прогорать, особенно если их тепловой зазор не отрегулирован.

Что касается собственно ГБО, то его работо­способ­ность зависит от того, насколько тщательно выпол­няется регламент обслужи­вания. На одном комплекте газо­бал­лонного оборудо­вания вполне можно проехать 150 000 — 200 000 км, если правильно за ним ухаживать.

Как обслуживать ГБО

Современные газовые системы подключены к штатному оборудо­ванию авто­мобиля, поэтому во время техобслужи­вания ГБО нужно проверять не только редуктор и предохрани­тельные клапаны, но и коррект­ность работы штатных систем впрыска, охлаждения, исправность бортовой электрики.

При обслуживании самой системы ГБО есть регулярные работы, которые необходимо проводить так же часто, как и в случае эксплу­атации обычного ДВС. Например, каждые нужно менять газовый фильтр (в современных системах их два – грубой и тонкой очистки). Кроме того, рекомендуется чаще обновлять воздушный фильтр двигателя: газо-воздушная смесь чувствитель­нее к его чистоте.

После каждых 40 000 км пробега стоит проверять стабиль­ность работы ДВС и исправ­ность клапанов на баллоне, а также чистить газовые форсунки и менять резиновые уплотнители в газопроводе.

Особенное внимание нужно уделить газовому редуктору. Если система стоит не самая современная, то образо­вавшийся в редукторе конденсат нужно сливать каждые 1000–1500 км пробега, а через 40 000 — 50 000 км лучше поставить на этот агрегат новую мембрану.

Раз в год стоит провести полную ревизию всего оборудо­вания, а газовый баллон для этого придётся раз в два года (для метановых баллонов – каждые 2–5 лет, в зави­симости от конструкции) сдавать на освидетель­ствование. Его проводят специали­зированные организации, которые получили на это разреше­ние Ростехнадзора. Пустую ёмкость они протестируют на герметич­ность и отсутствие коррозии, трещин и повреждений, подтвердят исправ­ность вентиля. Затем к баллону прикрепят специаль­ную табличку с индивиду­альным шифром проверяющей органи­зации, датой проведённой аттестации и датой следующей проверки. Без такой таблички на машине нельзя будет пройти техосмотр. А если её отсутствие (как и подтвер­ждающих проверку документов) обнаружит инспектор ГИБДД, он вправе составить на водителя протокол за нарушение части 1 статьи 12.5 КоАП и выписать штраф в размере до 500 рублей.

Итак, совсем коротко

– Ездить на газовом топливе ничуть не сложнее, чем на бензине. Нужно только соблюдать несколько правил: включать газ, когда двигатель прогрелся, не пере­двигаться долго на высоких оборотах, не пытаться ехать «на парах».

– Баллон для газа невозможно заправить полностью, это сделано, чтобы у ёмкости был «запас прочности», когда при повышении окружающей темпера­туры газ внутри неё начнёт расширяться.

– У газа нет запаха, поэтому ему добавляют отдушку — она даст знать об утечке, когда баллон или топливо­провод не герметичны.

– Поскольку газ сгорает немного иначе, чем бензин, некоторым параметрам мотора нужно уделить больше внимания: свечам и вообще зажиганию, регули­ровке зазора клапанов, вентиляции картера. А из газового редуктора регулярно сливать конденсат.

– Эти параметры нужно проверять при каждом обычном ТО и при каждом обслуживании ГБО. Баллон для газа требует специального освидетель­ствования раз в год.

Материал по теме

Как перевести автомобиль на газ: какое оборудование нужно и как правильно всё оформить

Материал по теме

Всё, что нужно знать о тормозах. Часть 1: устройство, эксплуатация и диагностика неисправностей

Источник