Меню

Как можно установить связь слов в предложении

Виды связи в предложении.

Связь в предложении – это способ придания предложению осмысленности, законченности мысли, а также логической, лексической и синтаксической полноценности. Существует два вида связи в предложении – сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь в предложении – это соединение не зависящих друг от друга элементов в предложении: однородных членов в простом или простых предложений в составе сложносочинённого.

Подчинительная связь в предложении – это соединение зависящих друг от друга элементов: слов в словосочетании, предложении или простых предложений в составе сложноподчинённого.

Как определить вид связи в предложении?

Прежде всего, необходимо отбросить грамматическую основу, так как подлежащее всегда связано со сказуемым, также стоит исключить вводные слова.

Пример. Мне хотелось выйти наружу, но дверь была заперта.

Сложное предложение с двумя независимыми частями, сложносочиненное. Исходя из этого, в данном предложении используется сочинительный вид связи.

Мне хотелось выйти наружу, потому что в комнате был очень спёртый воздух.

Сложное предложение, в котором наблюдается подчинительная связь – одно предложение указывает на причину того, о чём говорится в другом. Предложение сложноподчинённое.

Виды подчинительной связи.

Существует три вида подчинительной связи:

Согласование – это такой вид связи, когда зависимое и главное слово (существительное или другая часть речи в роли существительного) уподобляются друг другу в роде, числе и падеже. Самые простые примеры согласования – в словосочетаниях: мерзкий дождь, весёлая я, невидимый кто-то, случайный прохожий, гулкое «зй».

В качестве зависимых слов при согласовании могут выступать любые изменяемые части речи: прилагательные, местоимения (притяжательные, определительные, указательные, отрицательные, неопределённые) и порядковые числительные.

Никаких денег, веселому рассказчику, вашей сестры, первому встречному.

Управление – вид связи, при котором главное слово требует особой формы падежа зависимого слова. Падежная форма при этом обусловлена определенными морфологическими нормами в русском языке. Главным признаком наличия управления в словосочетании или предложении является использование предлога, хотя бывает и беспредложная форма управления. При наличии управления зависимое слово всегда будет отвечать на вопросы косвенных падежей.

Смотреть на луну, любоваться луной, расписаться в получении, подписать документы, забыть о проблемах, забыть формулу.

Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором отношения между зависимым и главным словом выражаются только смысловым признаком, интонацией или порядком слов. Зависимым словом при примыкании может быть инфинитив, причастие, деепричастие, притяжательное местоимение их, её, его, неизменяемое прилагательное (цвет индиго) и простая степень сравнения прилагательного.

Читайте также:  Как установить navitel на goclever

Страсть путешествовать, бежать спотыкаясь, желающий выйти, её юбка, девочка постарше.

Источник

Урок русского языка во 2-м классе. Тема «Связь слов в предложении»

Тема: «Связь слов в предложении».

Оборудование: иллюстрация «Весна»; алгоритм установления связи слов в предложении; карточки: с предложением для работы в паре, с разноуровневыми заданиями.

I. Актуализация знаний

– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Вам поможет иллюстрация. (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 б класса составили такие предложения:

Миша: Весной молодой появляется трава.
Маша: Весной появляется молодая трава.

– Чье предложение вам больше нравится?
– Почему? (В Мишином предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? (При помощи вопросов.)

II. Целеполагание

– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
– А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

III. Новый материал

– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово молодая? (Трава)
–Поставьте вопрос. (Трава какая? Молодая)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку.
– С каким словом связано слово весной? (Появляется)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос, появляется когда? Весной.)

На доске появляется следующая запись (каждый шаг на отдельной карточке):

– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.

Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.

Читайте также:  Как правильно установить тв тюнер на компьютер

Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

Дети оценивают себя на линейке успешности.

– Выберите любое задание из предложенных.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами поалгоритму.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените как вы справились с заданием.
– У кого оценка совпала?
– У кого результаты оказались ниже?
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

V. Итог

– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов.)

VI. VI. Домашнее задание

– Составить небольшой рассказ на тему: «Весна», разобрать два любых предложения и показать связь слов в предложении.

Источник

Связь слов в словосочетании и в предложении

Самостоятельные слова, из которых состоит предложение, называются членами предложения. Например, предложение

Майское солнце ласково согревает холодную землю

содержит шесть самостоятельных слов, которые являются членами предложения.

Члены предложения связываются между собой, образуя словосочетания. Связь членов предложения устанавливается по вопросам, например:

В каждом словосочетании одно слово обычно поясняется другим. В словосочетании майское солнце слово солнцеглавное, поясняемое, а слово майскоезависимое, поясняющее. В словосочетании греет землю главное слово — греет, зависимое — землю.

В словосочетаниях слова связываются друг с другом тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением или примыканием.

Согласование

Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, то есть в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Например:

Читайте также:  Как установить блокировку рекламы в эксплорере
Ед число Множ. число
Ж. род М. род Ср. род
И. белая стена белый снег белое бельё белые следы
Р. белой стены белого снега белого белья белых следов
Д. белой стене белому снегу белому белью белым следам
В. белую стену белый снег белое бельё белые следы
Т. белой стеной белым снегом белым бельём белыми следами
П. о белой стене о белом снеге о белом белье о белых следах

В примерах, приведённых в таблице, изменение главного слова — имени существительного — вызывает соответствующие изменения имени прилагательного.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются формы зависимого слова.

Согласовываются с главным словом только прилагательные, причастия, порядковые числительные и местоимения.

Управление

Управление — это способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в том падеже (с предлогом или без него), которого требует главное слово.

думаю о задаче, думает о задаче, думавший о задаче, думавшую о задаче, думая о задаче.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.

Примыкание

Примыкание — это способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу. Примыкать могут только наречия, деепричастия и неопределённая форма глагола.

читает внимательно
(наречие внимательно примыкает к глаголу читает);

ломался хрустя
(деепричастие хрустя примыкает к глаголу ломался);

пошёл прогуляться
(инфинитив прогуляться примыкает к глаголу пошёл).

Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола).

Связь слов в предложении

В распространённом предложении слова связываются теми же способами связи, что и в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание). Например, в предложении

Под берёзой весело играли маленькие бельчата

есть следующие способы связи: согласование (маленькие бельчата), управление (играли под берёзой), примыкание (весело играли).

Однако связи слов в предложении разнообразнее, чем связи слов в словосочетаниях:

Я бегу. Ты бежишь. Она бежит. Они бегут.

Или в числе и роде:

Он бежал. Она бежала. Они бежали.

Но сказуемое может быть и несогласованным, например:

У Вани есть ручка. У Вани есть карандаши.

Весной мальчики и девочки ждут летних каникул

(мальчики и девочки — сочинительная связь между однородными подлежащими в предложении).

Источник