Меню

Как настроить вариатор квадроцикла

Как устроен вариатор квадроцикла

Снегоходы за 200 тысяч рублей – что выбрать

Скажем НЕТ подорожанию техники!

Вариаторная трансмиссия — самая распространенная на квадроциклах. Именно такую и ставят на большинство моделей: и на туристические, и на рабочие, и на спортивные.

Мы расскажем, как устроены и как работают такие КПП, чем они хороши, и как их обслуживать.

Устройство и принцип работы

Существует несколько видов вариаторов. Мы расскажем про самый распространенный — центробежный.

Он состоит из следующих частей:

  1. Ведущий шкив. Состоит из двух щек (дисков), между которыми образуется желоб. Щеки между собой соединены втулкой. Одна щека установлена на втулке неподвижно (не смещается вперед-назад), и имеет крыльчатку, для охлаждения ремня. Вторая щека может смещатсья вперед-назад на втулке — ближе-дальше ко второй щеке. Ведущий шкив соединен с коленвалом двигателя, и именно ему и передается вращение.
  2. Ведомый шкив. Тоже состоит из двух дисков, между которыми образуется желоб. Между щеками установлена пружина, которая прижимает их друг к другу, если квадроцикл стоит на месте. Ширина желоба при этом минимальная.
  3. Клиновидный ремень, в разрезе имеет форму трапеции, в желоба шкивов входит нижней (более узкой) частью. За счет этого при изменении ширины желобов ремень может смещаться вверх-вниз по желобу.

Когда квадроцикл стоит на месте, расстояние между щеками ведущего шкива максимальное, а между щеками ведомого шкива — минимальное. Получается, что в желоб первого шкива ремень утоплен максимально, а в желоб второго — наоборот.

Когда двигатель набирает обороты, подвижная щека ведущего шкива за счет центробежной силы начинает прижиматься ко второй. Ширина желоба между ними уменьшается, и ремень выталкивается вверх, на больший радиус. Чем больше оборотов двигателя — тем больше щеки прижимаются друг к другу, тем меньше желоб между ними, и тем больше радиус, по которому ходит ремень.

С ведомым шкивом наоборот: при наращивании оборотов центробежная сила разжимает пружину, отталкивая одну щеку от другой. Ширина желоба между ними увеличивается, и ремень «погружается» в него глубже. Чем больше оборотов — тем меньше радиус, по которому ходит ремень.

Если хоршо разбираться в устройстве вариатора, можно даже изменять скоростные характеристики квадроцикла: какую скорость он сможет развивать максимально, как быстро будет разгоняться. Для «регулировки» необходимо заменить (или растянуть, или подрезать) пружину на ведомом шкиве, и заменить стандартные ролики из ведущего шкива на более тяжелые.

Плюсы и минусы вариатора по сравнению с МКПП и АКПП

  • обслуживать вариатор дешевле и проще, чем АКПП;
  • поскольку техники с вариатором много, на нее легко найти детали;
  • вариатор надежнее, чем «автомат» (за счет более простого устройства);
  • вариатор проще в использовании, чем МКПП, к нему легко и быстро привыкаешь.

Из минусов: на МКПП можно точнее выбирать передачу под ситуацию (скорость, поверхность, нагрузку на квадроцикл, уклон).

Обслуживание вариатора квадроцикла

Замена клиновидного ремня

Из-за постоянного трения о шкивы ремень постепенно изнашивается. В среднем его хватает на 4-8 тысяч км пробега (точное число указано в инструкции к вашему квадроциклу) — после чего его нужно менять.

Другие причины для замены:

  • корд расслаивается, на нем есть трещины;
  • видны сорванные «зубья»;
  • при езде слышен запах резины или дым из корпуса вариатора.

Замену ремня можно выполнить самостоятельно, разобрав корпус. В некоторых моделях нужно еще и снимать оба шкива, или развести щеки ведомого шкива (для этого в него нужно вкрутить болт).

Чистка

При езде по воде, грязи и песку вариатор необходимо чистить. Делать это нужно после каждого «грязного» или «мокрого» заезда. Для чистки можно просто промыть механизм водой. Для надежности можно снять ремень и промыть его отдельно (чтобы песок, глина и мелкие камни не забились между ремнем и шкивами).

Где покупать расходные материалы для квадроцикла

Купить ремень можно в нашем магазине нас . Мы же можем выполнить его замену. Также мы можем почистить вариатор и отремонтировать его, если это понадобится.

Источник



FAQ. Вариаторы

Вопрос: Насколько надежны вариаторы квадроциклов? Долго ли служит ремень?

Вариатор позволяет плавно менять скорость квадроцикла в зависимости от оборотов двигателя. С их увеличением щеки ведущего вала вариатора сходятся под действием центробежных сил, выталкивая приводной ремень на больший радиус. А щеки ведомого вала, наоборот, сходятся вместе, преодолевая сопротивление пружины. Передаточное отношение меняется, и квадроцикл ускоряется. По конструкции вариаторы могут различаться, но в их основе лежит один и тот же принцип.

Японские производители применяют в механизме трансмиссии центробежное сцепление, устанавливая его до вариатора. Это обеспечивает плавное начало движения, избавляющее ремень вариатора от стартового рывка и сильного проскальзывания. А при торможении двигателем включается обгонная муфта, которая также призвана снять напряжение с деталей вариатора и обеспечить более эффективную остановку техники. Ролики-грузики, давящие на щеку вариатора, находятся в смазке в закрытом объеме, что способствует плавной и тихой работе узла. Данное решение несколько усложняет механизм, но увеличивает его ресурс. Ремень в таком вариаторе способен прослужить от 5000 до 10 000 км пробега.

Читайте также:  Pandora dxl как настроить время

Наряду с описанной конструкцией на некоторых ATV часто встречается упрощенная система вариаторной трансмиссии, где роль центробежного сцепления выполняет косозубая «коронка». При увеличении оборотов двигателя она входит в зацепление со щекой вариатора. При этом плавно тронуться с места не получится. Ремень же постоянно находится под нагрузкой, как при разгоне, так и при торможении, превращаясь в расходный материал. Его ресурс колеблется от 500 до 3000 км максимум.

Источник

Тюнинг вариатора квадроцикла – замена грузиков

Как я уже неоднократно писал, 500-кубовый двигатель мотовездехода CFMOTO CF500-A не отличается повышенной мощностью, что затрудняет использование квадрика в тяжёлых условиях, таких как болото или глубокий мокрый снег. Понятно, что мощность самого двигателя поднять без переделок нереально, однако можно «приподнять» мощность на участке трансмиссии. И делается это с помощью небольшого тюнинга – замены грузиков вариатора.

Сначала немножко теории.

Как устроен вариатор?

Он состоит из двух шкивов, ведущего (на картинке – правый шкив) и ведомого (левый шкив), механически соединённых между собой клиновидным ремнём.

Каждый из шкивов состоит из двух «половинок» – щёк, одна из которых является подвижной вдоль оси вала, а вторая – фиксированной. Внутри подвижной щеки ведущего шкива находятся грузики – ролики – которые при увеличении скорости вращения вала начинают удаляться от оси вращения под воздействием центробежной силы. Поскольку внутренняя поверхность щеки – коническая, то получается, что ролики начинают двигать щеку вдоль оси вращения, сближая обе щеки.

Что при этом происходит – клиновидный ремень поднимается наверх, а скорость его вращения увеличивается.

На ведомом же шкиве имеется мощная пружина, которая, в свою очередь, стремится сжать щёки ведомого шкива. Таким образом, получается, что ремень всегда натянут, а его положение на шкивах зависит от того, чьё усилие в данный момент больше: либо разбегающихся грузиков-роликов, либо сжимающей пружины.

Очевидно, что манипулируя массой грузиков, мы можем варьировать перемещение ремня относительно скорости вращения ведущего вала. Понятно, что более тяжёлые грузики начнут движение и выйдут на максимальную высоту раньше, чем более лёгкие. А более лёгким грузикам потребуется более высокая скорость вращения.

Далее. Известно, что максимальную мощность двигатель реализует на повышенных оборотах, в частности, у двигателя CF500-A максимальная мощность на 5000 оборотов. То есть, чем быстрее вращается коленвал двигателя, тем бо́льшую мощность мы снимаем с мотора.

Соответственно, если установить в вариатор облегчённые грузики, то для того чтобы привести их в работу (суть которой – раздвигание щёк), потребуется более высокая скорость вращения двигателя, чем со штатными грузиками. В итоге вырастает конечная мощность на колёсах при той же скорости вращения самих колёс, ведь мотор при этом работает быстрее.

Как проявляет себя большая мощность на практике: предположим, вы стоите в болоте с погруженными в топь колёсами. При недостатке мощности нажатие на курок не приведёт к вращению колёс, так как у двигателя на это просто не хватает сил. При достаточной же мощности колёса будут вращаться. И конечно же, застрять будет сложнее, потому что колёса будут дольше продолжать вращение.

Однако очевидно, что у более лёгких грузиков есть и минус: скорее всего, их массы не хватит, чтобы подняться внутри щеки шкива до конца (ведь противодействующая пружина рассчитана на больший вес), а это значит, что максимально достижимая скорость квадроцикла упадёт. Впрочем, большой беды в этом нет, так как утилитарный квадроцикл не предназначен для быстрой езды, у него приоритет в мощности.

Поэтому тюнинг в виде установки облегчённых грузиков оптимален, если ваш квадроцикл эксплуатируется в труднопроходимых условиях, а не на гонках. Установив лёгкие грузики, мы добавим мощности на «низах», хоть и потеряем в максимальной скорости.

Покупка тюнинговых грузиков

Итак, от теории – к практике.

Я давно уже слышал о тюнинговых грузиках, в частности, Dr.Pulley – продукт заслуженный, проверенный. Они имеют особую клинообразную форму, соответствующую канавке и стенке внутри щеки, что позволяет максимально приблизиться к идеальному варианту. Когда и мощность добавляется, и максимальная скорость почти не падает. Но цена 78 евро + доставка из Европы – это для фанатов, а не для меня. Я так, чайник-любитель :). Но мне было бы крайне интересно добавить мощности на низах зимой, так как прошедший богатый на снег сезон показал недостаток этого параметра.

И вот недавно я наткнулся в сети на грузики отечественного производства, вот группа «Грузики ATV» во Вконтакте или сайт atv-gruzik.com, ссылку даю смело и всячески рекомендую. Делает их наш российский квадроциклист Наиль Сафин, отзывы о грузиках в АТВ-клубе самые хорошие. Грузики изготавливаются из капролона, материала неубиваемого. И главное – у них совершенно адекватная цена.

Читайте также:  Xiaomi mijia smart camera standard как настроить

Рекомендуется использовать тюнинговые грузики массой, отличающейся от заводской не более чем на 10-15%. Тогда можно будет и сохранить приемлемую максимальную скорость, и получить дополнительную динамику. Масса штатных грузиков 25 г. Наиль предлагает два варианта грузиков для CF500-A – массой 21 и 22 г. (У него есть грузики и для других квадроциклов). Я подумал, что раз я по болотам не шарюсь, то мне больше подойдут грузики массой 22 г.

Я написал Наилю, оплатил грузики, и через пару дней он отправил мне посылку. А через 5 дней она уже была у меня, в Москве.

Вот такие прибыли грузики. Как я уже говорил, изготовлены они из очень прочного и износостойкого полимера – капролона, который используется в узлах трения, испытывающих большую нагрузку. Из капролона делают втулки, шестерни, валы, ролики и прочие детали, которые могут работать долго и без смазки. Поэтому к выбору материала вопросов нет – это лучшее, что может быть.

Внутри грузиков – стальной сердечник. Я всё гадал – как он будет запрессован внутри втулки? Оказывается, отлично запрессован – даже завальцован на глубину примерно 1 мм с обеих (!) сторон, то есть, металлическая втулка никогда не выскочит наружу. Это очень важно! Если бортика нет, сердечник рано или поздно может выдвинуться, повредить стенку канавки и заклинить грузик. Например, на мопедах это реально происходит. Поэтому и штатные грузики в обязательном порядке имеют вальцовку. Смотрите также вот этот комментарий внизу данной статьи.

Раз уж я решил написать исследовательский обзор, то первым делом проверим качество изготовления. Для этого я замерю габаритные размеры и массу.

Вот фото измерений массы.

Итого, четыре грузика имеют массу 22,0 г и остальные четыре – 22,1 г, значит, точность изготовления – 99,5%, это великолепный результат. (Вспоминаю китайские «семиграммовые» грузики для скутера, где был плавающий недовес в 0,5-0,7 грамма!) Впрочем, я ради абсолютного идеала снял «лишние» 0,1 г дремелем, теперь у меня все грузики идентичны друг другу по 22,0 г. Их общая масса – ровно 176 граммов.

Вот фото габаритных измерений, хотя они не столь важны, как масса.

Небольшая разница по толщине, но это вообще не играет никакой роли.

Результат очень хороший, качество производства грузиков стабильное, теперь ставим грузики в вариатор.

Установка грузиков

Для установки грузиков нам потребуется снять крышку вариатора и его ведущий шкив. Я уже описывал эту процедуру в статье «Чистка вариатора квадроцикла», можно взять её за руководство.

Новые грузики размещены на своих местах. Я их покатал в канавках – ходят, как родные. Люфта нет, всё чётко.

Собираем всё назад, затягиваем гайку шкива вариатора с положенным моментом 115 Нм, и можно испытывать.

Прежде чем менять грузики, я сделал на щеке шкива пометку маркером и газанул до упора на штатных грузиках, чтобы понять, до какой максимальной высоты поднимается мой ремень. И аналогичный эксперимент я провёл с облегчёнными грузиками. Я думал, что раз грузики легче, то ремень будет подниматься ниже. Однако казалось, что ремень поднимается ровно на ту же высоту, так что мой эксперимент ничего не показал.

Впечатления от эксплуатации

Жаль, конечно, что зима уже закончилась – в снегу было бы гораздо понятнее, насколько изменилась мощность на низах. Мне сейчас остаётся только субъективно оценивать поведение квадроцикла. Да, вместо штатных 25-дюймовых колёс у меня установлены тяжёлые 26-дюймовые колёса Deestone Mud Crusher, это важно.

Я решил для начала сделать какие-то объективные замеры. Для этого предварительно несколько раз замерил время разгона до 60 км/ч на штатных грузиках, получалось 7-8 секунд в зависимости от наклона дороги (чаще 8). Затем то же испытание провёл с новыми грузиками в точно тех же местах. Длительность разгона уменьшилась на секунду, получилось 6-7 секунд (в основном 6). Но потом я подумал, что это мало что говорящий тест, потому как 60 км/ч – это уже достаточно высокая скорость (верхи), а мне интереснее проверить работу именно на низах. Но как я замерю разгон до, скажем, 30 км/ч? Никак, у меня нет такого точного прибора, который бы засекал доли секунды. Поэтому тест с разгоном, хотя что-то и показал, но не совсем тот параметр, что ожидалось – точнее, не в том диапазоне.

Чисто субъективно при старте «газ в пол» стало заметнее «вдавливать в кресло».

Ещё я проверил максимальную скорость, она упала примерно на 5-6 км/ч. Это очень неплохо! Иногда (хотя и редко) я езжу быстро.

Читайте также:  Virtualbox как настроить мышь

В общем, после таких тестов я ничего особо не понял и поэтому поехал кататься в лес с пассажиром, чтобы оценить всё на практике.

Вот где наступил реальный приход! Я вообще ни разу не пользовался пониженной передачей. Я ездил по глиняным лужам, поднимался в довольно крутые горки, плавал через реки, выбирался на достаточно крутые берега – всё это происходило на повышенной передаче и никогда, ни разу я не почувствовал недостатка мощности. Квадр в затруднённых условиях ехал точно так же, как и на понижайке.

Ровно те же самые впечатления были и у второго водителя, когда мы поменялись местами. Мотор никогда не надрывался, курок газа даже близко не подходил к пределу. Супер!

Конечно, квадрик не стал 800-кубовым, но ощущение достаточности мощности сопровождало всю дорогу. И если раньше в моих планах было использовать тюнинговые грузики только зимой, то сейчас я их решил оставить на постоянную работу.

Итак, всего за одну покатушку на практике я убедился, что грузики реально работают! Пусть моя оценка была субъективной, но разницу я ощутил, это бесспорно. И это было даже на 22-граммовых грузиках, а 21-граммовые должны добавить ещё больше мощности (но и уменьшить максимальную скорость).

Так что тюнинг грузиков рекомендую смело, это реально работает. Если вашему квадроциклу не хватает мощности для труднопроходимых условий, то установка облегчённых грузиков – это то, что надо. Я бы даже порекомендовал ставить именно 21-граммовые грузики, разница будет более ощутимая.

Добавление, июль 2015. Я проехал несколько сот км в условиях летней жары. Квадр не жалел, гонял и на максимальной скорости, и продолжительное время – то есть, вариатор нагревался очень сильно, жаром от его крышки обжигало голую ногу. Я вскрыл вариатор, чтобы оценить состояние роликов после работы в условиях высоких температур. И вот что я там увидел:

Износ роликов – нулевой, никаких следов деформации капролона не зафиксировано. Ну и отлично, значит, если уж при июльской жаре с ними ничего не случилось, то можно кататься смело и не переживать о том, что происходит внутри шкива.

Кроме того, я проверил работу грузиков в болоте – эффект 100%-ный, колёса больше не тормозятся грязью, они крутятся всегда.

Добавление от 2020 года: новые грузики от Наиля (atv-gruzik.com)

Итак, мой обзор грузиков от Наиля был написан почти 5 лет назад, за это время у меня сложились отличные отношения с Наилем, поэтому с удовольствием допишу статью о том, как обстоят дела с производством грузиков сегодня.

Во-первых, грузики теперь изготавливаются не из капролона, а из нового суперконструкционного полимера (обобщённый термин пластика), который превосходит капролон по всем параметрам, в частности, по температуре, которой порой было мало для квадриков CFMOTO и, тем более, Artic Cat. Дело в том, что если сильно отжигать на квадре, то вариатор перегревается, и грузики могут расплавиться. Я так делать не умею, но случаи выхода грузиков из строя были. Поэтому Наиль провёл огромную работу по поиску и тестированию нового материала, который даёт запас по температурной стойкости грузиков.

Во-вторых, точность изготовления за эти годы ещё более возросла. Пластиковая часть более не вытачивается на токарном станке, а отливается из пластика. Металлическая втулка изготавливается и доводится до необходимой массы с точностью до 0,1 грамма.

В-третьих, Наиль научился изготавливать грузики для вариаторов канадской фирмы CVTech. Они (вариаторы) ставятся на квадроциклы Polaris (новые модели), все новые модели CFMOTO, 800-кубовые квадроциклы Русская Механика, а также Cectek, и в качестве тюнинговых – на BRP. Грузики там мало того что очень хитрой формы, а ещё и нагрузки на них очень высокие, из-за чего обычные пластики в таких вариаторах долго не живут, разлетаются и расползаются. Поэтому произвести тюнинговые грузики для таких вариаторов очень непросто – канадцы-то умеют, но теперь ещё умеет и Наиль – пожалуй, первый и единственный в мире кроме канадцев.

А ведь вариатор CVTech тоже подвержен тюнингу с теми же положительными эффектами, о которых я писал в статье. Вы получаете и более плавный старт, и лучшую тягу при разгоне, что особенно заметно на моделях со слабым движком, например, CFMOTO X4. Поскольку там нет мокрого сцепления (где устанавливается данный шкив), а сцеплением служит сам ремень, то правильная работа вариатора очень важна.

Заказать грузики можно на сайте Наиля: atv-gruzik.com – заходите, там есть все контакты и все условия покупки.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

Источник